О настоящей синтетике и не очень

В сообществе автолюбителей нет единомыслия по поводу того, какое моторное масло лучше – так называемое синтетическое или полусинтетическое. А на апологетов минерального масла смотрят вообще с легким недоумением. Сегодняшний мой рассказ вполне может примирить всех троих. По крайней мере, он многим откроет глаза и убережет от чрезмерных трат потому что: «если нет разницы, то зачем платить больше?»

О машинном и моторном масле в принципе

О машинном и моторном масле в принципе (фото)

Машинное масло, к которому относится и моторное, – это техническая жидкость, обладающая антифрикционным свойством. Она снижает трение в узлах силовых агрегатов, позволяя их деталям двигаться, соприкасаясь друг с другом. Это основное его предназначение. К дополнительным функциям относится очистка полостей от шлама (частиц металла, нагара) и температурное регулирование, как правило, охлаждение деталей.

Любое моторное масло является искусственно созданным материалом, изначально не существовавшим в природе. Поэтому не будет академической ошибкой, если называть его синтетическим, вне зависимости от марки, поскольку оно всегда состоит из двух частей:

  1. Основы. Как раз они отвечают за антифрикционные свойства.
  2. Присадок. Моют, охлаждают и обеспечивают стабильность свойств основы в разных условиях эксплуатации.

По виду основы машинные масла официально делятся на четыре группы:

  1. II – продукты, полученные из нефти путем простой перегонки, крекинга. Это как раз и есть пресловутое минеральное масло.
  2. III – нефтяные масла, прошедшие дополнительную перегонку и очистку водородом. Их еще называют гидрокрекинговыми.
  3. IV – поли-альфа-олефиновое (РАО) масло, получаемое из газообразного этана (этилена) путем неорганического синтеза.
  4. V – эстеры, вещества, получаемые путем органического синтеза.

В этом списке только два последних пункта являются истинной синтетикой, в том смысле, какой ему придают производители. Теперь дадим краткую характеристику каждой из этих групп.

Минеральное масло

Минеральное масло (фото)

Его основа состоит из тяжелых и больших по размерам молекул углеводородов. В процессе возгонки (крекинга) нефть разделяется на фракции, самые легкие из которых принято называть бензином, самые тяжелые – битумом, а масло где-то посередине. Недостаток полученной минеральной основы заключается в том, что в ней содержатся молекулы разных габаритов – отличия не принципиальные, но существенные. Именно они являются причиной того, что минеральное масло не обладает большой стабильностью. Оно быстрее загустевает на морозе и легче разжижается в жару.

Кроме того, оно обладает низкой температурой вспышки и склонно к самовозгоранию, из-за чего при работе в тяжелых условиях, когда температура двигателя достигает критических температур, выгорает – не только уменьшается в объеме, но и образует плотный, труднорастворимый налет на деталях двигателя.

Большой размер молекул делает вещество вязким, сообщая ему отличные антифрикционные свойства. Но не в каждую щель и канал оно способно попасть. При его загустевании двигатель может начать частично работать на сухую. Особенно в момент пуска в мороз.

Большой размер молекул делает их не очень прочными, цепочки легко рвутся и поэтому минеральная основа довольно быстро срабатывается, масла на ее основе требуют частой замены, средний пробег не превышает 5 тыс. километров.

Гидрокрекинговое масло

Гидрокрекинговое масло (фото)

Получают путем вторичного крекинга минеральной основы. В процессе участвует водород – Hydrogenium (лат.), поэтому появилась приставка «гидро». Дополнительная очистка уменьшает разнородность молекулярного состава и делает основу более стабильной.

Вязкость таких масел меньшая, чем на чисто минеральной основе, но антифрикционные свойства от этого не страдают. Они способны проникать любые технологические каналы двигателя, имеют большую температуру вспышки, поэтому способны работать в экстремальных условиях без значительного отложения нагара и уменьшения объема.

Прочность пленки и устойчивость к механическим воздействиям у такого масла выше. Поэтому ресурс до замены 10-15 тыс. км пробега.

РАО (ПАО) масло

РАО (ПАО) масло (фото)

Собственно, оно и есть синтетическое. Получаемое из газа этана, такое масло является дальним родственником углеводородов. Если по людским канонам, то степень эта на уровне двоюродного брата. Как минимум.

Основа состоит из молекул, абсолютно идентичным по размерам и свойствам. И эти частицы меньше, чем у минеральных масел, примерно в 2-3 раза. Что обеспечивает ей высокую текучесть и стабильность свойств – РАО масла позволяют заводить двигатель даже при экстремально низких температурах, они не загустевают до минус 100 0С.

Однако сильно радоваться и торжествовать поклонникам синтетических масел не стоит. Если они изготовлены на РАО-основе, то обладают худшими, чем у минеральных масел, антифрикционными свойствами. Пленка, образуемая ими, прочна, но чрезвычайно тонка. Если зазоры сопряжения деталей двигателя велики, то агрегат может испытывать масляный голод. Даже, если внешне все нормально. Особенно это касается моторов, которые хорошо поработали. Или их конструкция разрабатывалась в середине прошлого столетия.

Кроме того, обладая отличными моющими свойствами, синтетические масла на ПАО основе способны вымыть шлам, который хоть и вреден, но играет роль дополнительного уплотнения. Короче говоря, не удивляйтесь, что у вас потекут сальники.

Эстеры

Эстеры (фото)

Относятся к сложным эфирам, родство с углеводородами еще более дальнее, чем у ПАО. Все, что было сказано о поли-альфа-олефиновом масле верно и для них, но в кратной степени. Такие сорта на автозаправках вы вряд ли встретите, они чрезвычайно дороги и используются в болидах «Формула 1», а также в авиационной и космической промышленности.

Как дурят нашего брата

Возможно, вы будете удивлены, но ПАО масла были разработаны еще в тридцатых годах прошлого века. Правообладателем технологии явилась компания Standard Oil. До шестидесятых годов оно использовалось лишь в военных агрегатах. Например, в двигателях реактивных самолетов. Именно пилоты с военной базы в Миннесоте стали теми, кто продвинул его на общий рынок. Эти ушлые парни сливали «отработку» со своих истребителей и заливали в картер двигателя машин, добиваясь значительно более легкого пуска в зимних условиях.

Впервые официально на рынке смазочных веществ синтетическое масло ПАО появилось в 1972 году. Сделала это компания Mobil, один из правопреемников Standard Oil. Его рекламировали, как моторное масло для эксплуатации при экстремально низких температурах. Цена его была столь высока, что мало кто пользовался такой возможностью.

В 1997 году компания Castrol, один из главных конкурентов Mobil, решила вопрос с ценой кардинально. Она стала использовать в качестве основы гидрокрекинговое масло из III группы, значительно улучшив его характеристики и вплотную подойдя по многим показателям к маслам ПАО. На своих упаковках Castrol написала Fully synthetic – полная синтетика, что возмутило Mobil и подвигло ее подать в суд. Но иск был проигран и основа Fully synthetic, с точки зрения химика не являющаяся синтезированным продуктом, с полным правом пошла на рынок. А потребитель ничего не заметил, кроме вполне удовлетворившей его цены!

Кто производит истинную синтетику, и делают ли ее в России?

Кто производит истинную синтетику, и делают ли ее в России (фото)

Итак, настоящим синтезированным продуктом является лишь ПАО, поли-альфа-олефиновое масло. Есть ли оно на рынке? Да, его производят те, кто является правопреемником корпорации Standard Oil. Это компании Mobil, Exxon, Chevron, Texaco. А также CP Chem (США и Бельгия), Chemtura (Канада и Нидерланды), Ineos Oligomers (США и Бельгия).

Производят ли РАО масла в России? Надо честно признать, что такие попытки предпринимались. Компания «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» приступила к его выпуску в 2004 году, и изготовили 10 тыс. тонн. В 2005 году эксперимент был остановлен из-за крайней сложности производства и невозможности получения продукта со стабильными свойствами. Запасов отечественной ПАО основы хватило до 2013 года.

Более того, «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» на этом потерпело столь крупные убытки, что еще чуть-чуть и стала бы банкротом. В 2014 году ее выкупила компания «Татнефть», которая перешла на выпуск гидрокрекингового масла. Конечно же, новой продукции присвоен статус Fully synthetic, если процент основы, очищенной водородом, превышает в ней 70%. А маслам на основе гидрокрекинга с содержанием от 50 до 70% присвоено наименование «полусинтетика».

В общем, господа автолюбители, все мы ездим на маслах с минеральной основой. Только те, кто предпочитает синтетику, пользуются более очищенным и устойчивым по характеристикам продуктом, а довольствующиеся полусинтетикой – менее стабильным.

Лично я считаю, что тем, кто за год проезжает не более 10 тыс. километров и не очень любит давить тапком на педаль газа, вполне будет достаточно и полусинтетики. В моей Мурзилке производитель прямо на то указывает и я следую его рекомендациям.

Оставьте комментарий