Отвечаем на вопрос: надо ли прогревать машину зимой?

С наступлением настоящей, фенологической, а не календарной зимы с ее морозами, возрастает накал дискуссии автомобилистов о том, надо ли прогревать машину зимой или нет. Давайте попробуем объективно разобраться в этом вопросе и отделить зерна от плевел.

О чем говорят сторонники прогревания

О чем говорят сторонники прогревания (фото)

Давайте здесь уточним – не все сторонники, а апологеты старой школы, считающие, что длительная работа двигателя на холостом ходу ему только на пользу.

Самый убойный аргумент – это масляное голодание. Разговор начинается с того, что в первый момент проворачивания коленчатого вала стекшее масло не сразу попадает во все каналы, подшипники крутятся на сухую. Что лично мне кажется в этом неубедительным? Как раз тот пресловутый первый момент. До момента схватывания смеси шатунно-поршневая группа успевает сделать не более пяти движений. И всё, кризис прошел. Стоит ли ради этого мгновения так напрягаться, ведь самый надежный способ сохранить двигатель новым – это вообще его не заводить. Но нам-то надо ехать! На современных машинах с электронным управлением после того, как ЭБУ снизит обороты с пусковых 2000 до холостых 800-1000 масло уже везде есть и оно работает!

Второй резон апологетов длительного прогрева – это неустойчивая работа двигателя из-за наличия конденсата во впускном и выпускном коллекторах и низком качестве смеси. Позвольте, уважаемые, вы в каком веке живете, и на какой машине передвигаетесь? Нет, если у вас в гараже Москвич-401, вас можно понять. Однако с появлением карбюраторов ДААЗ и «Солекс» эта проблема была снята. А в инжекторных двигателях, за приготовление смеси в которых отвечает компьютер, она вообще не должна возникать, если у вас нет проблем с техническим состоянием машины.

Когда, на мой взгляд, необходим прогрев двигателя?

Только в случае несоответствия параметров масла в картере климатическим условиям. Нет, если вы поклонник всего натурального и заливаете в двигатель исключительно летнее минеральное масло с минимумом присадок, вам этот процесс необходим. Потому что уже при температуре минус пять за бортом вы, скорее всего, сожжете стартер, пытаясь провернуть коленвал. Тогда прогрев – это единственная возможность уехать. Но вести его надо снаружи, поставив паяльную лампу под картер!

Стоит понимать, что работа на холостом ходу – это не лечебная процедура для двигателя внутреннего сгорания, скорее экстрим. На малых оборотах интенсивнее отлагается нагар, происходят другие неприятные вещи. Например, у моей Geely MK через 10-15 минут загорается чек (т.н. мясорубка) на панели. Это катализатор получает отравление продуктами сгорания и ЭБУ выдает ошибку.

Машине прогрев необходим!

Машине прогрев необходим! (фото)

Здесь вы, вполне резонно, можете заметить, что автор слишком резко меняет направление мысли. То прогрев не нужен, то нужен – определитесь, наконец! Однако никакого противоречия нет. Прогрев необходим, но не одному двигателю, а всей машине!

Кроме двигателя в работоспособное состояние перед поездкой должны прийти:

  • Рулевое управление, особенно это касается гидравлических систем, масло в которых может изменять свои свойства под действием низких температур.
  • Трансмиссия – механические и автоматические коробки передач, мосты.
  • Салон.

Гидравлическое масло в усилителях привода руля может загустевать, если морозы критически сильные – ниже минус сорока 0С. Если это происходит в более теплые дни, значит, у вас залит контрафакт.

В автоматических АКПП используется то же масло, что и в ГУР легковых автомобилей, но в сильные морозы прогрев не помешает и им. Есть модели с опцией подогрева гидротрансформатора, но в большинстве случаев владельцу приходится действовать самому. Например, на холостом ходу переместить ручку управления в положение D. Если машина пытается стартовать, притопите педаль тормоза. В течение минуты все в коробке должно прийти в полную боевую готовность.

Для механических КПП рекомендуется неторопливое движение на 1-2 передаче, чтобы масло стало более жидким. Достаточно проехать метров 200, чтобы субъективные ощущения от переключения передач вернулись в норму – если масло застывшее, к нему надо прилагать большее усилие.

Для заднеприводных машин с трансмиссионным маслом в мостах так же требуется небольшой прогон. Однажды, это было при минус 40, мне пришлось проехать на ИЖ-2126 около четырех километров на второй передаче, чтобы машина стала катиться и ощущение нажатого тормоза пропало.

Салон машины так же требует прогрева, хотя бы минимального. Поскольку сидеть на задубевшей от мороза подушке крайне некомфортно, как и соприкасаться руками с покрытыми инеем органами управления. В конце концов, это ваша личная безопасность – адекватно реагировать на дорожную обстановку и что-либо видеть через затянутое льдом лобовое стекло просто невозможно.

Как поступать в морозные дни

Как поступать в морозные дни (фото)

При запуске двигателя в морозные дни не спешите поворачивать ключ до упора, оставьте в положение «Зажигание включено» чуть дольше, чем обычно, пусть сработает бензонасос. Если мотор не схватил после трех-четырех «ВЖЖЖЖЖ», выключите зажигание и повторите попытку через 10-15 секунд. Сделайте три-четыре таких подхода. На пятый аккумулятор обычно садится в ноль. На всякий случай можете выжать сцепление – при сильных морозах пристывший первичный вал способен остановить неразогнавшийся мотор.

Пробовать провернуть ГУР можно только после запуска двигателя. Поверните руль вправо-влево сначала на 1/3 полного оборота, потом на 2/3.

Включите вентилятор обдува салона на полную мощность, установите переключатель отопителя на максимум. Переведите передние сопла на обдув лобового стекла и включите обогреватель заднего. Если есть подогрев сидений – включайте! После этого произведите очистку лобового стекла ото льда. Не скребите его насухо, побрызгайте незамерзающей жидкостью – если форсунки обледенели и непроходимы, можно просто плеснуть грамм 100 из банки.

После того как из сопел обдува пойдет явственно теплый воздух, можете уменьшить интенсивность подачи. Включите первую передачу вперед, качнитесь. Затем сделайте то же самое на задней передаче. Лобовое стекло на 80% чистое, зеркала просматриваются? Можно начинать движение. Только делайте все более плавно, чем это привыкли делать в обычные дни.

Не злоупотребляйте прогревом машины. Даже в сильные морозы она уже через 5-6 минут вполне готова к движению.

1 комментарий к “Отвечаем на вопрос: надо ли прогревать машину зимой?”

  1. По моему личному мнению, недолгий прогрев просто необходим зимой.

Оставьте комментарий