Можно ли смешивать высокооктановый и низкооктановый бензин и чего от этого больше – пользы или вреда?

В США владельцы автомобилей имели и имеют возможность прямо на автозаправках смешивать бензин с разным октановым числом, чтобы приготовить топливную смесь по своему предпочтению. В связи с этим возникает вопрос: «Может, и нам, глядя на законодателей автомобильных мод, делать то же самое?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое октановое число и при чем тут детонация?

Что такое октановое число и при чем тут детонация (фото)

Сейчас на автомобильных заправках нам предлагаются заправляться марками бензина АИ-92, 95, 98 и почти никогда сотым – это редкость. Хотя раньше, еще на моей памяти, цифровой ряд начинался с А-66.

Цифры для нас были и есть лишь указателем пригодности бензина для той или иной марки машины. Например, «запорожцы» и «москвичи» питались 72-м, редко 76-м и никогда 93-м, от которого у двигателя прогорали клапана, как минимум. На самом деле цифры отображают октановое число – степень детонационной стойкости топлива.

Детонацией называют процесс, когда топливо в цилиндрах не горит (хотя это очень быстрый процесс), а буквально взрывается, что может привести к разрушению двигателя. Причиной детонации является физическое явление разогрева газов при их быстром сжимании – на этом принципе работают дизели.

Маленькое лирическое отступление. Дизели работают в режиме детонации штатно, но их топливо низкокалорийное. Опыт эксплуатации таких ДВС позволяет утверждать, что они работают жестче, с большей тепловой нагрузкой.

Если в цилиндры современного инжекторного бензинового двигателя с высокой степенью сжатия поступит топливная смесь из воздуха и бензина А-72, то она воспламенится еще до того, как между электродами свечи проскочит искра. А после штатной работы системы зажигания остатки смеси воспламенятся еще раз. Двигатель пойдет вразнос.

Какой выход из этого положения? Добавить в бензин присадки, которые ухудшат его способность к воспламенению. Как ни парадоксально это звучит, но октановое число указывает на степень такого ухудшения! Примерно такие же вещества (флегматизаторы) добавляют во взрывчатку при ее производстве. Именно они позволяют относительно безопасно обращаться с ней – перевозить, устанавливать. Без них снаряд может взорваться в стволе артиллерийского орудия.

Опасен ли высокооктановый бензин для двигателей?

Опасен ли высокооктановый бензин для двигателей (фото)

Как возникло и почему до сих пор существует мнение, что высокооктановый бензин не всем двигателям подходит, если он вспыхивает при большей температуре, чем низкооктановый? Все дело в веществе, которое использовалось в качестве присадки. Это тетраэтилсвинец, крайне ядовитое и опасное для живых существ (канцерогенное) вещество. Оно вызвало оседание свинца на деталях выпускной системы двигателя и провоцировало электрохимическую коррозию, которая в условиях высоких температур шла с огромной скоростью, металл буквально горел.

Другой причиной опасности высокооктановых бензинов является необходимость регулирования угла зажигания. В случае использования такого топлива оно должно быть более ранним. Если оставить все как есть, неизбежно возникает так называемое калильное зажигание, которое провоцируется перегревом головки цилиндра двигателя. Характерным его признаком является проворачивание коленчатого вала еще на 1-2 оборота после выключения зажигания. Выглядит это страшно – машина дергается, словно убитая лошадь в агонии.

Сегодня для повышения октанового числа тетраэтилсвинец не применяется, а двигатели управляются электроникой. Поэтому при полной замене или добавлении в бак сортов бензина с близким октановым числом вы вообще не заметите разницы в поведении двигателя и динамике машины. Например, моя Geely MK-1 спокойно потребляет и АИ-92, и АИ-95. Хотя, справедливости ради, могу сказать, что расход топлива с последним на 15-20% ниже, особенно зимой. Я это связываю лишь с более высоким качеством топлива данного сорта. Конечно, можно и 98-й попробовать залить, но я не стану этого делать.

Миф о несмешиваемости разных сортов бензина

Миф о несмешиваемости разных сортов бензина (фото)

Существует мнение о том, что разные сорта бензина в баке разделяются на фракции и потому смешивать их бесполезно. Базируется это убеждение на том, что их плотность разная. На самом деле практически для всех она колеблется в пределах от 725 до 780 кг/м3. Более легкие просто сделаны качественнее, в них меньше тяжелых фракций!

Все бензины имеют одинаковую углеводородную основу. А в нашей стране, где на 90% НПЗ используется крекинговый процесс, вы вообще не найдете сорта, в основе которого не лежал бы АИ-80. Различия между ними лишь в присадках, снижающих способность к детонации. Поэтому все смешивается до полной однородности и никакой сепарации быть не может.

Зачем смешивать бензин разных октановых чисел?

Зачем смешивать бензин разных октановых чисел (фото)

Что будет, если вы в бак заправите 50 на 50 АИ-92 и АИ-98? Топливо марки АИ-95! Фактически зря потратите деньги, не получив ни заметной экономии, ни увеличения динамики. Тогда в каких случаях составление собственной топливной смеси может принести пользу?

Если посмотреть на пример жителей США, то лично мне представляется наиболее вероятными три причины такого смешивания низко- и высокооктанового бензина.

  1. Мотор на машине нестандартный, форсированный в домашних условиях.
  2. Увеличение срока службы двигателя.
  3. Так дешевле.

В США проще произвести апгрейд машины. Двигатели и трансмиссия у них считаются заменяемыми агрегатами. Увеличить степень сжатия и мощность могут все, у кого есть руки и оборудование. Для двигателя после домашней модернизации топливо стандартной марки, скорее всего, не подойдет. Смешивание бензина разных октановых чисел решит проблему, но требуется эксперимент.

Добавление низкооктанового неэтилированного бензина в бак снижало концентрацию присадки и разрушение двигателя в результате электрохимической коррозии. Сейчас это перестало быть актуальным, тетраэтилсвинец в бензин не добавляют.

Чуть-чуть приподнять октановое число можно и с целью сэкономить. Но на этом так же надо экспериментировать, причем пользоваться лишь гарантированно качественным топливом.

В наших условиях на опыты с октановым числом есть смысл идти тем, кто владеет раритетными автомобилями с родными, карбюраторными, моторами. Ведь регулировка зажигания может проводиться в довольно узких пределах.

На инжекторных машинах с ЭБУ вы, скорее всего, не почувствуете никакой разницы в динамике. Электроника нивелирует все изменения. По этой же причине мнение, будто машина «привыкает» к езде на хорошем топливе, абсолютно беспочвенно, самообман.

Есть только один момент, когда рекомендуется и даже требуется заправка топливом с заведомо более высоким октановым числом. Это если вы где-то залили бензин крайне низкого качества и в цилиндрах зазвенели поршни, началась детонация.

А в заключение хочу сказать, что лучшим выходом будет посещение заправок, где разливают топливо с гарантированно высоким качеством. Это самое простое и надежное решение – пользоваться тем, что рекомендовал производитель. Примите на вооружение очень простое мнемоническое правило – октановое число бензина практически равно степени сжатия в цилиндрах двигателя вашего мотора.

Оставьте комментарий