Как проверить АКПП перед покупкой

Автоматическая трансмиссия автомобиля давно не является технической новинкой, современные конструкции обладают не меньшей надежностью, чем механические коробки передач. Однако до сих пор машины с АКПП значительно дороже, поэтому имеет смысл обратить внимание на экземпляры с пробегом. Их выбор – это более сложная задача, поскольку автоматическая коробка передач практически не поддается ремонту в гаражных условиях. А замена родного «коробаса», даже на контрактную АКПП, способна проделать немалую брешь в семейном бюджете. Сегодня мы расскажем о том, как проверить перед покупкой коробку-автомат классического типа, с гидротрансформатором.

АКПП, для которых большой пробег – это не приговор

Автоматические коробки передач с гидротрансформатором (фото)

Автоматические коробки передач с гидротрансформатором являются наиболее технически развитыми и отработанными конструкциями, их эволюция длится почти век. Поэтому среди них встречаются модели, которые в народе считаются «неубиваемыми». По крайней мере, пробег в 200-300 тысяч километров для них не смертелен. Ну, это если хозяин не предпринимал мер по их принудительному убийству. Причем наиболее надежными являются АКПП, разработанные и производимые в начале 2000-х годов. Всеобщая унификация, облегчение и доведение до состояния одноразового применения коснулись и трансмиссии, но уже после первого десятилетия XXI века.

Итак, мы считаем, что наименьшему риску вы подвергаетесь, выбирая машины с АКПП следующих моделей:

  • Европейская 01M и последующие модификации от 095 до 098. Разработана концерном Audi и VW. Она четырехступенчатая, что так же является фактором надежности, ведь чем больше соленоидов, тем вероятность отказа выше. Способна пройти 200 тыс. без ремонта и еще 300 после замены фрикционов. Слабое место – боится перегрева, температура масла выше 90 0С для нее критическая. Эта коробка устанавливалась на Audi, VW, Citroen, Renault, Peugeot, Seat, Skoda.
  • Североамериканская Ford 4F27E. Конструкция предельно проста. Настолько, что механиков по обслуживанию АКПП обучают на ней. Устанавливалась на Ford Fiesta и Focus, различные модификации Mazda – от 2 до 6, а также на Demio и Axela. При аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании запросто ходят до 300 тыс. без ремонта.
  • Корейская A4CF2, пришедшая на смену F1, огорчавшей владельцев проблемами с электрикой. Ходит по 200 тысяч без особых проблем. Последняя модификация была в 2007 году, поэтому на рынке можно найти машины, на которых стоит еще родная и довольно свежая АКПП. Это такие марки, как: Hyundai Elantra, Getz, Verna, i30-i40. А также Kia Cerato, Forte, Ceed. Неплохие АКПП корейцы ставят и на внедорожники с кроссоверами. Одна из самых неубиваемых стоит на Sportage. Это A6MF1 и ее предшественница LF1.
  • Японская A750 Aisin Warner – это вообще легенда. Ее ставят на внедорожники с мотором свыше 2,5 литров. При бережной эксплуатации работает дольше мотора и кузова. Ставят ее на Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser, Grand Vitara. Неплохо себя зарекомендовала компактная TF-80SC/81SC, устанавливаемая не легковые Opel, Ford, Mazda, Peugeot. Не уступает ей и Jatco JR 613, устанавливаемая с 2006 года на автомобили бренда Nissan, Renault, Mitsubishi Lancer и Outlander.

Как проверить АКПП при покупке на улице

состоянии масла в АКПП (фото)

Девяносто процентов подержанных автомобилей приобретается на улице – на мелких рынках у перекупов или просто с рук на руки. При этом детально и инструментально проверить состояние АКПП просто невозможно, хорошо, если получится загнать машину на эстакаду или подъемник. И на том спасибо. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, купив автохлам, стоит соблюдать несколько несложных правил.

  • Не делайте спонтанных покупок. Особенно машин с АКПП. Изучите рынок, определитесь с брендом, узнайте особенности конструкции – марку устанавливаемой трансмиссии, например.
  • Особо внимательно отнеситесь к машинам, которые эксплуатировались в мегаполисах. Стояние в пробках не идет на пользу любой трансмиссии, а для автомата они вообще гибельны – температура масла повышается свыше 100 0С.
  • Подозрение должны вызывать модели, на которых есть фаркоп – буксировка не является штатным режимом работы для автоматов.
  • Если есть признаки тюнинга для бездорожья, то вообще пройдите мимо.

Автоматические трансмиссии с гидротрансформатором живы и могут считаться вполне исправными только при нормальном состоянии масла в них. Оно должно быть чистым, иметь штатный – желтый или красный, цвет, а также не пахнуть горелыми блинами. К вашему сожалению, не все АКПП имеют щуп, по которому вы можете, хотя бы приблизительно, оценить состояние технической жидкости, в них залитой. Но даже если он есть, обратите внимание на надпись на щупе. Там может быть написано Cold или Hot. В первом случае уровень и состояние масла определяются до включения зажигания, а во втором – после 5-6 минут на холостом ходу.

проверку АКПП снизу (фото)

При уличной покупке машины проверку АКПП надо начать с визуального осмотра. Лучше снизу и со снятой защитой картера. Из-под капота высмотреть что-либо сложнее. Запаситесь фонариком. На картере коробки не должно быть потеков масла. В идеале. Толстый слой «фритюра» – спекшейся дорожной грязи с маслом, повод отказаться от покупки. Допускается небольшая течь из-под смотровых лючков и крышки гидроблока. А вот наличие подтеков в местах расположения сальников – это тревожный признак.

Выдавливание уплотнителей происходит из-за загустевания смазки. А масло изменяет свойства по многим причинам. Например, его не меняли со времени выпуска с завода. Или с подгоревших фрикционов в него попала целлюлоза. Всех причин вы не узнаете никогда. Самое печальное, что может быть – это чистое прозрачное масло на щупе и потеки на коробке. Значит, хозяин озаботился сменой масла перед продажей. Свежая жидкость вымоет всю гарь из больших каналов и заткнет ею мелкие, последствия могут быть очень тяжелыми.

Процесс субъективной, а не инструментальной проверки АКПП при покупке с рук на руки состоит из двух этапов:

  1. Оценка работы коробки на месте.
  2. В движении.

Проверка на месте

Проверка АКПП на месте (фото)

Заводим двигатель и, если того требует регламент, дожидаемся прогрева коробки. После этого нажимаем на тормоз и переводим рычаг селектора передач с положения P (паркинг) по всем ступеням, включая блокировку передач на одном уровне. При этом промежуток между включениями делаем длительным, не менее 5 секунд. Вернитесь таким же манером к положению Р. Вы должны ощутить легкие толчки на всех на всех этапах, они сигнализируют о переключении. Ударов и пинков быть не должно, как и пропусков. Пинки могут свидетельствовать не только о неисправности КПП, но и подушек двигателя.

Теперь повторяем процедуру, но селектор перемещаем быстро, по секунде на каждое положение. Результаты проверки не должны отличаться.

Проверка в движении

Проверка АКПП в движении (фото)

Здесь важна плавность во всем. Лихое спортивное вождение вам ничего не скажет о состоянии трансмиссии. Переведите селектор на Драйв и начинайте движение, постепенно ускоряясь. Ваша задача – ощутить (в том числе по звуку двигателя, числу оборотов) и увидеть (если есть сигналы на панели) моменты переключения передач, всех ступеней, от низшей до высшей.

Дойдя до высшей передачи, сымитируйте кик-даун, двойное резкое нажатие на педаль газа. Этот прием выполняется при обгоне, он должен привести к тому, что АКПП переключится на ступень или две ниже.

Сбросьте обороты (плавно) и снова дойдите до высшей передачи. Отпустите педаль газа. Наблюдайте за переключениями передач от высшей к низшей ступени. На последнем этапе резко нажмите на педаль тормоза. Двигатель не должен заглохнуть.

Покупать подержанные машины с АКПП можно. Если вы внимательно отнесетесь ко всем этапам проверки, то почти наверняка не встретитесь с неожиданными поломками и отказами трансмиссии в последующей эксплуатации. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем вскоре после покупки произвести замену масла в АКПП, причем у официального дилера.

Оставьте комментарий